bok_o_bok


Кинофестиваль "Бок о Бок"


Previous Entry Share Next Entry
Как прошел день феминизма "Бок о Бок": "Феминизм в кино и в жизни" с Моникой Тройт
BOB2009
bob_advisor wrote in bok_o_bok


21 апреля в рамках Недели Германии в Санкт-Петербурге прошло специальное событие фестиваля ЛГБТ-кино «Бок о Бок» «Феминизм в кино и в жизни». И феминизм, и правозащитное движение ЛГБТ преследуют общие цели — борьбу с дискриминацией и насилием на почве гендерной и сексуальной идентичности. Гостями вечера были киновед, режиссер и феминистка Моника Тройт (Monika Treut) и феминистка и переводчица Ольга Липовская.



Вначале был показан короткометражный фильм, охватывающий четырехлетнюю историю кинофестиваля «Бок о Бок». Затем Моника Тройт выступила с докладом о том, какой путь прошло женское кино в Германии от самого зарождения киноиндустрии до современности. Кино не осталось в стороне от общественных преобразований, которыми был богат 20 век, и хорошо отразило историю женской эмансипации. Образ женщины нового типа в немецком кино появляется в 20-е гг.: в это время женщины начали работать, получив независимость, и потому как на экране, так и на улицах все чаще можно было видеть женщин без сопровождения мужчин, коротко стриженных и курящих. Короткие стрижки и сигареты стали символом женского освобождения.Тогда же появляются актрисы нового типа — такие, как Грета Гарбо и Марлен Дитрих. Очень важным фильмом для ЛГБТ истории в Германии стал фильм 1931 г. «Девушки в униформе» Леонтины Саган — где впервые показали лесбийские отношения. После прихода к власти национал-социалистов этот фильм был запрещен.

В Третьем Рейхе кино стало главным орудием нацистской пропаганды, и женские образы вернулись к традиционному пониманию: Гитлеру были нужны женщины, сидящие дома и воспитывающие «пушечное мясо» для войны. Так же в кино не было места женщинам-режиссерам. Единственным исключением стала Лени Рифеншталь, чьи работы «Триумф воли» и фильм об Олимпиаде 1936 г. стали классикой нацистской пропаганды, но как образцы нового революционного в то время киноязыка тем не менее изучаются в киношколах, как сказала Моника Тройт, «с точки зрения формы».

После войны женщине в немецком кинематографе были отведены роли жены и матери, что соответствовало консервативности общества 50-х гг. Перемены пришли в 1968 г., вместе со студенческими волнениями, захлестнувшими Европу - вслед за ними набрало силу женское феминистское движение, чьей целью было гендерное равноправие. Одной из главных проблем, волновавших феминисток Западной Германии, был запрет на аборты. Снова появились женщины-режиссеры, такие как Ульрике Оттингер, Эльфи Микеш и Хельке Зандер. Их фильмы затрагивали темы абортов, социальное положение женщин, дискриминацию женщин. Правительство Западной Германии даже поддерживало режиссеров-феминисток, спонсируя их работы, что сделало 70-80 годы «золотым веком» женского кино в Западной Германии. Сама Моника, начавшая снимать фильмы в 80-х, благодарна режиссерам, работавшим до нее, за то, что их фильмы по сути проложили дорогу всему последующему феминистскому кино.

В завершение Моника добавила, что в настоящее время главной функцией кино стало развлечение зрителя, и потому современные женщины-режиссеры практически не снимают серьезные фильмы. Кроме того, только десять процентов выпускниц киноакадемий Германии работает по професии. В этом году на Каннском кинофестивале нет ни одного фильма, снятого женщиной. Так что, не смотря на успехи феминисток в других сферах, кино остается очень патриархальной областью.



Во время доклада Моника показывала фрагменты из феминистского кино Германии 60-70 гг., закончив собственным фильмом «Машина девствениц», исследующим женскую сексуальность и удовольствие.

Короткий экскурс о женских образах в отечественном кино был сделан Ольгой Липовской. Коротко его можно резюмировать простой идеей: в России нет и никогда не было феминистского кино, а образ женщины, транслируемый в фильмах, всегда был традиционно-патриархален, за исключением 20-ых, начала 30-х гг.  -  единственного периода, когда женщины изображались независимыми, сильными, образованными и активно участвующими в построении нового коммунистического общества. Однако, эти образы должны были служить прежде всего революционной пропаганде, так как именно революция дала героиням кино 30-х силу и свободу. К сожалению, даже лучшие из женщин-режиссеров не снимают женское кино, и такие проблемы советского и российского общества, как аборты, отсутствие доступной контрацепции, домашнее насилие и гендерная дискриминация, так и не стали темами отечественных кинофильмов.

После докладов началась секция вопросов и ответов. Зрители спрашивали Монику Тройт о дискриминации в немецкой киноиндустрии, о женских организациях Германии и том, как немецкая режиссер-феминистка может повлиять на ситуацию вокруг гомофобного закона в Петербурге. Не обошлось и без легких провокаций. Особо жаркую дискуссию вызвали два вопроса из зала:

не мешает ли немецким феминисткам то, что немецкие мужчины, не желая жениться на феминистках, выписывают себе невест из-за границы, например из России или с Филлипин, пытаясь создать патриархальную семью,

и что делать женщинам, прожившим жизнь без детей и оставшимся в одиночестве «из-за своего феминизма», так как последний «заставляет» их работать, отказываясь от семьи.

Моника Тройт и Ольга Липовская дали блестящие ответы: представление, что феминистки несчастны в личной жизни, так же как и идея, что женщина должна посвятить себя либо работе, либо семье, - два распространенных мифа, которые были давно опровергнуты реальностью. Исследования показывают, что феминистки как раз намного более счастливы в семье, так как они строят отношения на основании взаимного уважения. Ольга Липовская привела прекрасный пример с «крышкой унитаза»: в доме, где принимают феминистские ценности, она всегда будет опущена, так как неправильно женщине делать эту работу за своим мужем, сыном, братом. Потому мужчины-феминисты скорее согласятся писать сидя, чем унизить своих близких.

Моника Тройт добавила, что те, кто специально выбирает себе «невесту с картинки», страдают от неуверенности в себе, так что если мужчина не хочет заводить отношения с феминисткой, это его, а не ее проблемы — ведь он боится равенства, не может общаться с женщиной как с равной. А в отсутствии детей нет проблемы — планета перенаселена, потому позволить себе детей — это роскошь, а не необходимость. К тому же, помимо традиционной нуклеарной семьи существует много других видов семей и общения с детьми, далеко не последними среди которых становятся однополые союзы, способные воспитывать детей не хуже гетеросексуалов. В современном мире понятие семьи вышло за пределы гетеросексуальной модели, потому все вопрошания о том, кто будет рожать детей, если женщины станут феминистками, указывает на неосведомленность и стереотипные представления и о феминизме и о семье как таковой.

День феминизма стал уже вторым мероприятием, устроенным фестивалем «Бок о Бок» после вступления гомофобного закона в действие. И снова событие прошло при полном аншлаге. Несмотря на принятие закона интерес к ЛГБТ-движению и феминизму не только не угас, а наоборот, усилился. Забитый под завязку зал пресс-клуба «Зеленая Лампа» - лучшее тому доказательство.

Автор текста: Александра Новицкая
Фото: Полина Корчагина, Рома Мельник




?

Log in

No account? Create an account